Алина ИВЧАКОВА



Педагогическое взаимодействие в моем исследовании

В основе любых социальных отношений лежит взаимодействие, и сфера образования не является исключением. Педагогическое взаимодействие как самостоятельное понятие вошло в научный оборот с конца 60-ых годов. С тех пор появилось множество подходов к пониманию этого явления.

Например, Турбовской Я.С. считает педагогическое взаимодействие основой совершенствования учебно-воспитательного процесса. В учебнике «Педагогика» Бабанского Ю.К. взаимодействие трактуется как взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе общения в школе» [1]. Мудрик А.В. в своём учебнике «Введение в социальную педагогику» рассматривает взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу [5]. По мнению Рожкова М.И и Байбородовой Л.В., педагогическое взаимодействие характеризуется понятиями «взаимовлияние», «взаимоотношение». Котова И.Б и Шиянов Е.Н. трактовали педагогическое взаимодействие как прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [3].

Несмотря на разнообразие понятий педагогического взаимодействия, лично для меня ближе понимание его с позиции Белкина А.С. как «особой формы связи между участниками образовательного процесса, предусматривающей взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон» [2].

Педагоги и обучающиеся каждый день оказываются вовлеченными в различные виды педагогического взаимодействия. Отсутствие навыка грамотного выстраивания взаимодействия зачастую приводит к

недоразумениям, недопониманиям, а иногда даже спорам или конфликтам в образовательном процессе. И наоборот грамотно выстроенное взаимодействие создает благоприятные условия для сотрудничества участников педагогического процесса.

Владение навыком организации педагогического взаимодействия очень важно для нас, выпускников педагогических вузов. Ведь результатом освоения наших образовательных программ должна стать научная работа, выражающая представление о педагогической проблеме и способах её решения. Чем выше навык организации педагогического взаимодействия, тем более достоверные результаты исследования получает студент и тем более эффективные способы решения проблемы находит.

В моем исследовании «Социальные сети как средство профилактики буллинга» педагогическое взаимодействие будет проявляться в выстраивании - возможно даже дистанционном – доверительных, партнёрских отношений с обучающимися, их родителями, педагогами образовательного учреждения, создании для них комфортной, безопасной и позитивной среды. В процессе формирования представления о состоянии проблемы, а также при дальнейшей разработке и внедрении программы по профилактике буллинга посредством социальных сетей будут проводиться анкетирование, опрос или беседы с участниками образовательного процесса. Полученная от них обратная связь должна быть принята во внимание, и при обнаружении каких-либо недостатков, проблем, возникновении недопониманий – применена для их устранения.

Цели организации педагогического взаимодействия в моём научном исследовании заключаются в:

1) организации детского и родительского информационного образовательного и просветительского пространства.

2) включение детей, родителей и педагогов в предлагаемые интерактивы и мероприятия.

3) развитие у детей навыков бесконфликтной коммуникации, взаимоуважения умения аргументировать и отстаивать свою позицию.

4) повышение у родителей интереса к жизни ребёнка, его воспитанию и развитию

5) помощь педагогам в разработке единой стратегии профилактики буллинга среди несовершеннолетних.

Основным инструментом педагогического взаимодействия в моем исследовании, как можно понять, исходя из названия, являются социальные сети. Посредством социальных сетей планируется проведение консультаций, собраний, игр, представление презентаций по актуальным вопросам, создание творческой мастерской, а также оказание поддержки детей и родителей по актуальному вопросу.

Стоит заметить, что список представленных выше инструментов и форм не является окончательным и может претерпевать изменения с ходом исследования.

В заключение стоит сказать, что актуальные проблемы современной педагогики способен решить специалист, обладающий научно-теоретическими и практическими знаниями, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения образовательных потребностей участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Литература

1. Бабанский Ю.К., Педагогика. – М., 2003.

2. Белкин А.С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь. - Екатеринбург, 1995.

3. Коротаева Евгения Владиславовна Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование в России. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii (дата обращения: 17.01.2021).

4. Макаров, Ю.А. Введение в педагогическую психологию: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Макаров. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 552 c.

5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. — М.: Ин-т практической психологии, 1997.

6. МудрикА.В. Социальная педагогика: учеб. для вузов / под ред В.А. Сластенина М., 2001. С. 43.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева [и др.]

 


Copyright (С) 2021, Гостиная Штоля: научно-педагогический сетевой видеожурнал
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-78646 от 04.08.2020 от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий  и массовых коммуникаций.
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Гостиную Штоля
 ".

Редакция: НИЛ Педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, Институт педагогики, Герценовский Университет.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, к.11, к.24а

Учредитель и  издатель: Консультационное Бюро д-ра А.Ахаяна =ИП Ахаян А.А., (гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006)
Адрес:
194021, Санкт-Петербург, Второй Муринский пр., 34 
 
Эл.почта
 
dr-akhayan@mail.ru  Internet: http://stoll.spb.su/  Тел.: +7 904 5169922 

 


Top.Mail.Ru