Карина АМАНБАЕВА



Педагогическое взаимодействие в исследовании лучших практик смешанного обучения

Взаимодействие – это и всеобщий закон, и философская категория методологического характера. Без изучения взаимодействия в общенаучном значении и конкретных проявлениях трудно осмыслить законы, сущность, свойства, структуру происходящих вокруг явлений, к какому бы виду материи (живой или неживой) они ни относились.

В случае с педагогическим взаимодействием происходит подобное: все возможные проявления взаимодействия, вычленяемые в философии, социологии, психологии и пр., обнаруживаются в педагогической сфере, и именно это многообразие подходов обеспечивает не только актуальность данного предмета исследований для сегодняшнего момента, но и вскрывает потенциальные возможности взаимодействия для развития педагогической науки и практики.

Анализ научных работ, посвященных взаимодействиям в педагогическом процессе, свидетельствует о том, что исследуются чаще всего отдельные стороны педагогического взаимодействия без попытки осмыслить этот процесс в целостности.

Педагогическое взаимодействие рассматривается как необходимое условие чего-либо: профессиональной подготовки будущих учителей (Р.Ш. Царева); эвристического обучения (В.Н. Соколов), личностного саморазвития учащихся и учителя (Е.Н. Федотова); развития психолого-педагогической службы (В.А. Маликова); сотрудничества школьного психолога с родителями (Н.О. Зиновьева); совершенствования учебно-воспитательного процесса (Я.С. Турбовской) и др [3].

Один лишь этот, далеко не полный перечень работ показывает, что взаимодействие – явление достаточно широкое, самодостаточное и самоценное в педагогическом процессе. Оно создается уже самой образовательной ситуацией, поскольку складывается изначально из двух взаимообусловленных форм деятельности, «из которых одна – обучающая – участвует в передаче опыта, накопленного человечеством, а другая –

обучаемая – направлена на приобретение общественного опыта, на трансформацию его в личное достояние учащегося» [4]. Таким образом, педагогическое взаимодействие составляет суть учебного процесса и обойтись без его изучения для дальнейшего развития педагогической теории и практики представляется невозможным.

А.В. Мудрик посвящает взаимодействию отдельную главу. В наиболее общем виде, по его мнению, «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу»[2]. Во взаимодействии выделяются: функции: адаптивная и регулятивная; виды: функционально-ролевой и эмоционально-межличностный; компоненты: когнитивный, аффективный и конативный; формы: групповая (до 30-35 чел.) и межгрупповая; средства: вербальные и невербальные.

Постепенно педагогическое взаимодействие начинает занимать определенное место не только в работах монографического или частно-исследовательского характера, но и в учебных пособиях по педагогике. Справедливости ради, нужно указать, что в еще «Педагогике» 1988 г. Ю.К. Бабанский обращается к педагогическому взаимодействию, хотя и трактует его как термин: «Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие» [3].

Педагогическое взаимодействие – это открытая, динамическая, многокомпонентная, взаимосвязанная, взаимозависимая и взаимообусловленная система отношений и деятельности всех субъектов, влияющих на состояние образовательного процесса.

В контексте моего исследования «Анализ лучших практик смешанного обучения в школьном образовании на примере предметов естественно-научного цикла» стоят задачи выявить лучшие практики их использования на базе образовательной системы Х района и проанализировать примеры использования смешанного обучения в Х районе учителями предметов естественно-научного цикла для решения учебных задач.

С педагогическим взаимодействием, в первую очередь, мы сталкиваемся на этапе подготовки к исследованию, когда необходима помощь и консультация научного руководителя. Далее педагогическое взаимодействие мы будем наблюдать в образовательных учреждениях, где будет проводиться сбор эмпирических данных по использованию моделей смешанного обучения в практику образования. В первом случае педагогическое взаимодействие возникает как контакт в диаде, где два участника: педагог (научный руководитель) и ученик (студент-магистр, автор исследовательской работы). Во втором – группы, различные по составу, характеру и выполняемой деятельности, где педагоги (учителя естественно-научного цикла образовательных учреждений) и ученики (учащиеся этих образовательных учреждений).

Среди инструментов педагогического взаимодействия в контексте описываемого исследования на первый план встают информационные технологии, позволяющие в первом случае создать дистанционный образовательный процесс, во втором – являются основой изучаемого предмета исследования. Среди прочих инструментов встречаются диалог (с научным руководителем или субъектами опроса), работа с источниками информации, работа с терминами.

 

Литература

1. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика:

монография. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013 – 203 с.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практической психологии, 1997 С. 269

3. Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. М.: Просвещение, 1988 С. 29

4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. Просвещение, 1986 С. 15

 


 

Copyright (С) 2020, Гостиная Штоля: научно-педагогический сетевой видеожурнал
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-78646 от 04.08.2020 от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий  и массовых коммуникаций.
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Гостиную Штоля
 ".

Редакция: НИЛ Педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, Институт педагогики, Герценовский Университет.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, к.11, к.24а

Учредитель и  издатель: Консультационное Бюро д-ра А.Ахаяна =ИП Ахаян А.А., (гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006)
Адрес:
194021, Санкт-Петербург, Второй Муринский пр., 34 
 
Эл.почта
 
dr-akhayan@mail.ru  Internet: http://stoll.spb.su/  Тел.: +7 904 5169922 

 


Top.Mail.Ru