Алевтина СТРУЧКОВА


Феномен педагогического взаимодействия очень часто встречается в научной литературе, и поэтому, определений данного понятия большое количество. Но все они склоняются к тому, что педагогическое взаимодействие – это процесс, при котором педагог (воспитатель) и обучающийся (воспитанник) выполняют деятельность в рамках учебно-воспитательного процесса, направленную на всестороннее развитие ребенка. Необходимо также отметить тот факт, что взаимодействие между субъектами образовательного процесса должно проходить в равном сотрудничестве, а не в авторитарном.

Если проследить за развитием педагогических взаимодействий и рассмотреть основных педагогов-ученых, которые внесли вклад в изучение данного вопроса, то нельзя обойти стороной великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который первым начал рассматривать взаимодействие педагог-обучающийся с гуманистической стороны. То есть, именно он заложил основу для дальнейшего развития педагогических взаимодействий. Далее, стоит упомянуть белл-ланкастерскую систему взаимного обучения, носившая трехступенчатую систему обучения, при которой все субъекты взаимодействовали между собой и были в относительно-равном положении. Среди отечественных теоретиков-педагогов первым предложил свою систему М.В. Ломоносов. В ней он четко расписывал многие аспекты поведения и взаимодействия педагогов и обучающихся. Далее педагогические взаимодействия постоянно развивались в трудах многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых, но основная тенденция равного, свободного взаимодействия-сотрудничества сохранялась.

Теперь перейдем к рассмотрению педагогического взаимодействия в моем исследовании. Основной целью взаимодействия является стимулирование обучающихся к активному сотрудничеству в разработке школьного виртуального музея и последующего получения навыков и умений в проектировании. Субъектами педагогического взаимодействия в моей

исследовательской работе являются: музейные педагоги, школьные педагоги и обучающиеся 8-го класса.

В исследовательской работе для педагогического взаимодействия будет использоваться целый комплекс методов, приемов и даже технологий. Взаимодействие в большой степени будет носить устный характер (словесный метод и его приемы). Также основной упор делается на реализацию технологии проектной деятельности (некоторые приемы), так как она лежит в основе данного исследования. Творческий уклон исследования делает необходимым привлечения творческого метода. Из средств обучения, наиболее используемыми являются: компьютер с интернет подключением, интерактивная доска, презентационный материал, музейные экспозиции и экспонаты.

Таким образом, феномен педагогического взаимодействия, без которого невозможен образовательный процесс, несет в себе идеалы и тенденции развития современного образования (сотрудничество, равноправие, комплексное развитие, индивидуализация и.т.д.). В научной литературе имеется огромное количество определений данного понятия, которые, в конечном итоге приводят к одному – взаимному сотрудничеству и развитию личности ребенка. В моем исследовании педагогическое взаимодействие также играет основную роль, так как с его помощью решается основная задача исследовательской работы.

 

Литература

1. Климова Мария Викторовна Педагогическое взаимодействие: возможности гуманизации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-vozmozhnosti-gumanizatsii (дата обращения: 17.01.2021).

2. КОДЖАСПИРОВА, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000.

3. Коротаева Евгения Владиславовна Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование в России. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-stanovlenie-definitsii (дата обращения: 17.01.2021).

4. ОЖЕГОВ С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. — М. : Рус. яз., 1983

5. ПЕДАГОГИКА / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин [и др.]; под ред.Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение,1988.

6. РОССИЙСКАЯ педагогическая энциклопедия: в 2 т. — М.: Больш. рос. энцикл.,1999. — Т. 2.

 

 



 

Copyright (С) 2021, Гостиная Штоля: научно-педагогический сетевой видеожурнал
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-78646 от 04.08.2020 от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий  и массовых коммуникаций.
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Гостиную Штоля
 ".

Редакция: НИЛ Педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, Институт педагогики, Герценовский Университет.
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, к.11, к.24а

Учредитель и  издатель: Консультационное Бюро д-ра А.Ахаяна =ИП Ахаян А.А., (гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006)
Адрес:
194021, Санкт-Петербург, Второй Муринский пр., 34 
 
Эл.почта
 
dr-akhayan@mail.ru  Internet: http://stoll.spb.su/  Тел.: +7 904 5169922 

 


Top.Mail.Ru