Никита ВЕНГЕРОВ |
|
Педагогическое взаимодействие в моём исследовании Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено: · учебно-воспитательной деятельностью; · целью обучения; · воспитанием. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности: · познавательной; · трудовой; · творческой. В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах: · индивидуальный (между воспитателем и воспитанником); · социально-психологический (взаимодействие в коллективе); · интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Педагогическое взаимодействие всегда детерминировано определенной целью - передачей знаний и общественного опыта. Нетрудно оказаться связанным с каким-либо явлением, однако, чтобы вступить с ним во взаимодействие, необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д. Взаимодействию обязательно присуща реактивность (т е. наличие прямой и обратной связи). Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия определяется реакциями участников деятельности, которые последовательно корректируют процесс получения конечного результата. Именно подобное понимание взаимодействия способно актуализировать гуманистические установки в образовании, основанные на отношениях сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи между субъектами педагогического процесса, исключающих жесткое управление и манипулирование личностью. В качестве примера педагогического взаимодействия мне хочется рассказать о своем опыте работы воспитателем в детском лагере. В детском лагере я получил очень богатый опыт работы с детьми, а конкретнее об обучении интересующихся игре в шахматы. Так как дети были изначально заинтересованы в процессе обучения это не вызывало каких-то особых трудностей. В начале я рассказал детям о правилах игры, какие фигуры и как ходят. Отвечал на вопросы и помогал запомнить, как двигаются фигуры, так как это было сложнее всего, особенно с детьми 6-10 лет. Им было очень интересно, но основной проблемой было именно запомнить правила. Очень помогало терпение и усидчивость: я всегда спокойно отвечал на все вопросы и старался использовать простой язык и наглядные примеры. Далее мы начали разбирать самые легкие стратегии (быстрое развитие, удобное размещение фигур, организация взаимодействия фигур, овладение центральными полями). На данном этапе тоже возникло множество трудностей, связанных с отсутствием навыков стратегии и тактики. Пришлось очень долго закладывать в детей привычку думать на несколько шагов вперед и предугадывать ходы противника. Чаще всего дети играли между собой, сам я редко вступал в игру, только если ребенок проявлял настойчивость и даже тогда старался вести игру так, чтобы дети не слишком уставали и не теряли интереса: красиво выигрывал или проигрывал, показывал интересные комбинации и объяснял, как их провел. Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания: 1. Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека. 2. Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру. 3. Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность. 4. Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности. Если обобщить, то педагог должен быть открыт детям, он должен отвечать на их вопросы, помогать в понимании и осознании получаемых знаний. Должен дозировать информацию так, чтобы дети не перегружались и успевали успевать воспринимать получаемые знания. Должен выявлять что требуется ребенку, для эффективного обучения. И всех данных принципов я стараюсь придерживаться, опираясь на полученные знания и опыт, часто стараясь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Литература. 1) Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. 2) Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989. 3) Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. -Екатеринбург, 1
Copyright (С) 2021, Гостиная
Штоля: научно-педагогический сетевой видеожурнал Учредитель
и издатель:
Консультационное Бюро д-ра А.Ахаяна =ИП Ахаян А.А., (гос.
рег. 306784721900012 от 07.08.2006)
|
|