ISSN 2782-1684

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕТЕВОЙ ВИДЕОЖУРНАЛ
  STOLL.SPB.SU

ART 210324 24 МАРТА 2021
 

Андрей А. АХАЯН
ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧЕНИКА


ДОКЛАД НА ВЫЕЗДНОМ СЕМИНАРЕ В ШКОЛЕ №255 (СПб) «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

СЕМИНАР ПРОВОДИЛСЯ В РАМКАХ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ".

1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА – ЭТО О ЧЕМ?

2. О ТЕРМИНАХ...

3. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ...

4. ЦИФРОВОЕ и СЕТЕВОЕ...

5. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (В ПРОСТРАНСТВЕ) И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ВО ВРЕМЕНИ)...

7.  ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НЕСОГЛАСОВАННОМ (ВИРТУАЛЬНОМ) ПРОСТРАНСТВЕ...

8. К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ ...

 

Уважаемые коллеги,  позвольте мне поприветствовать всех участников семинара по формированию технологической культуры в школе и заметить,  что это направление работы  сегодня очень важно. От успешности работы в этом направлении, по моему глубокому убеждению,  зависит успешность развития и образовательной сферы и нашей страны в целом в 21-м веке.

Говоря о технологической культуре в школе, заметим,  что понятия  технологической культуры учителя и технологической культуры ученика – это  не одно и то же. Для учителя, скорее всего, технологическую культуру нужно рассматривать как составляющую его профессиональной культуры, а может быть – компетентности, а  может быть - грамотности об этом мы поговорим чуть ниже. А для ученика -  это составляющая его компетентности на выходе из школы. И опять же -  какой компетентности? Общекультурной - то есть того, что способствует его социализации по окончании школы [1] ? А может быть - более глубокой, которая ориентирует его на инженерную деятельность  в перспективе?  Это зависит от того, какие цели ставит перед собой конкретная школа и об этом тоже можно говорить отдельно.

Когда мы говорим о такой сложной вещи, как формирование технологической культуры необходимо договориться и о том, чтобы термины,  которые мы употребляем, носили бы для всех  одинаковый смысл. Важно вспомнить что, вообще говоря, известны три разных термина,  которые характеризуют способность человека к деятельности.  Это грамотность, компетентность и культура [2]. И мы помним, что если человек  грамотен в чем-то, то это еще не гарантия того, что он компетентен в том же самом.  А компетентность еще не гарантирует нам наличие культуры. Поэтому вообще-то надо бы для себя определиться:  мы что - сразу про культуру?

Мы долгое время использовали термины «компетентность», « компетентностный подход». В последнее время в нашей научной литературе упоминают используемые западными коллегами слова «грамотность» : грамотность ИКТ, грамотность компьютерная,  грамотность информационная,  грамотность  коммуникативная… [3]. Но всегда ли уместно использовать именно слово "грамотность" в отношении способности к, например, критическому мышлению, умению анализировать информацию, создавать новые смыслы?

Следующий сюжет, о котором имеет смысл поговорить – насколько сегодняшние дети успешнее сегодняшних взрослых в том что называется цифровыми технологиями: взрослые и дети. Существует  распространенное заблуждение,  что дети родившиеся после 2005, после 2010 года - так называвемое поколение «альфа» [4] лучше взрослых разбираются в цифровых технологиях. Да,  они действительно разбираются иногда лучше взрослых, но лишь в тех вещах которые основаны на несложных  алгоритмах. Т.е. там, где  взрослые иногда разбираются медленнее и хуже, потому что им мешает собственный опыт.  Например, если нужно быстро найти что либо используя голосовую Алису или записав вопрос в поисковую строку Гугла - вот в этом действительно дети разбираются быстрее [4]. Или, допустим, наверно вы наблюдали, как дети быстро заказывают себе в Макдональдс  те или иные бургеры - они подбегают и быстро тыкают банковской карточкой в изображение тех или иных пирожков на электронном меню-экране. А взрослые, как правило,  идут к стойке и пытаются что-то заказать у бармена.  Т.е. в тех случаях,  когда речь идет об усвоении несложных новых алгоритмов действий, дети действительно зачастую бывают быстрее и успешнее взрослых, но если нужно отобрать информацию, если нужно критически осмыслить ее и преобразовать, или не дай бог создать новую информацию, новые смыслы,  то мы видим что дети  остаются детьми.

Еще один сюжет который хотелось бы разобрать - это сюжет, касающийся двух очень часто используемых сегодня прилагательных: «цифровое» и «сетевое».  Они у нас на слуху и часто используются параллельно так как будто бы это синонимы, но на самом деле это не так. Если мы с вами  решаем заниматься технологической культурой учителя и учащегося, то хорошо бы об этом как-то договориться.

Что касается своя прилагательного «цифровой» то аналогом к нему служит слово «аналоговый». Эти слова обычно имеют отношение к манере передачи сигнала. Цифровой сигнал это сигнал который  принимает только два значения: либо он есть, либо его нет. Чем он хорош? Тем что не перепутаешь. Любое приемное устройство не перепутает наличие сигнала и его отсутствие -  условную единицу и условный ноль.  При такой  манере передачи сигнала его практически невозможно исказить в процессе передачи,  он точно будет передан как надо и точно воспроизведен на другом конце. В отличие от аналогого, он гарантирует  стопроцентную точность передачи смысла информации.  Цифровых устройств  у нас много - цифровой фотоаппарат,  цифровой шагометр, цифровые часы, электронная доска, электронные книги и т.д.. А вот повлияли ли эти компоненты цифровизации, которые я перечислил, на свойства личности? Скорее – нет. Вот простой пример: сидим мы в коридоре поликлиники, и над дверью доктора загорается красная лампочка, приглашающая очередного посетителя. Она аналоговая.  А сидим мы, допустим, в сбербанке  и загорается табло, приглашающее очередного посетителя к той или иной стойке – табло цифровое. А есть ли для нас разница?  Думаю,  что нет.  А вот если сейчас на вашем экране пропадет моя презентация или мое изображение - перестанет ли ваш экран или ваш компьютер быть цифровым? Нет,  он останется цифровым.  А что пропадёт? Пропадёт сеть и вы это сразу почувствуете.

Тут мы переходим ко второму термину:  «сетевой». Антонимом  к этому слову наверное следует считать слово «автономный».  К примерам сетевых вещей сегодня можно отнести сайты, мессенджеры, социальной сети. И вот наличие сети, сетевого пространства приводит к существенным изменениям в личности, которая начинает ощущать себя не в пространстве комнаты, а в пространстве глобальном. Сетевой личностью мы называем такую личность, которая рассматривает как ценность  возможность удовлетворить свою потребность что-то узнать,  с кем-то провзаимодействовать в тот момент когда у нее возникло это желание. Эта потребность  возникает,  а затем, через некоторое время – секунды, минуты, может быть часы – пропадает, во всяком случае, перестает остро восприниматься. И если вы рассматриваете как ценность возможность в течение этого времени (на пике интереса)  удовлетворить эту потребность, если вы протестуете когда вас этой возможности  лишают - то это означает,  что в вашем ценностном спектре появилась новая ценность.  Это личностное изменение характерны как раз для тех ребят которые родились после пятого или после десятого года. Люди, которые родились раньше, не так остро воспринимают отсутствие возможности реализовать эту потребность на пике интереса. А вот последнее поколение воспринимает ее остро,  тем и отличается сетевая личность - это личность с несколько изменено ментальностью, она рассматривает сеть как некий «надличностный, коллективный  субъект», а  себя - как часть сети, для неё важно мнение сети,  она делегирует часть своих полномочий сети, она ищет защиты у сети. Антонимом к так понимаемой сетевой личности может служить автономная личность,  а символьным обозначением такой  нее - слова из песни из кинофильма «Последний дюйм». Помните, там за кадром поется « а dandy вновь разбирает смех - какое мне дело да вас, до всех а вам - до меня.

В  следующем сюжете обратимся к двум фундаментальным понятиям - пространству и времени. Это необходимо,  если мы хотим рассматривать образовательную среду и образовательный процесс.  Образовательная среда находится в пространстве.  Образовательный процесс протекает во времени.  Обратимся к этим понятиям необходимо для того чтобы правильно понимать смысл нескольких часто используемых слов.  Я имею ввиду три слова «очно», «онлайн» и «оффлайн».

Давайте заметим что когда мы говорим об очном учебном процессе, то  это означает - с точки зрения пространства – что оно у нас согласовано.  Согласовано между всеми участниками процесса:  мы все собираемся в кабинете номер  24.  Это означает также,  что у нас согласовано и время: мы  собираемся не просто в кабинете номер 24, а в 15 часов. То есть очный процесс – это процесс, протекающий в согласованном пространстве в согласованное время.

Процесс может проводиться в реально несогласованном пространстве,  когда каждый участник   находится в своем реальном пространстве и собираются они вместе только в общем виртуальном пространстве.  Но при этом - в согласованное время. Это онлайн взаимодействие,  онлайн процесс.  Но мы можем встретиться в несогласованном пространстве  и в несогласованное время. Вот, например, сейчас, вы смотрите меня, скорее всего, в записи. Мы с вами находимся в несогласованном пространстве и в несогласованное время. И когда вы будете меня смотреть, я буду  заниматься уже  другими вещами. Это процесс offline.  В этой связи заметим, что сейчас мы часто слышим, даже из телевизора: когда же наконец школы перейдут из онлайн режима в режим  оффлайн. А на самом деле имеется и виду -  когда они вернутся к очному процесс. 

Почему это важно, почему важно правильно использовать эти слова? По многим причинам. Ну,хотя бы потому, что один час профессора очно, в онлайн режиме и в оффлайн режиме стоит по разному и это касается,  конечно, не только профессоров,  но и  вообще всех кто занят в образовании.  

Сложность задачи организации образовательной среды и процесса с последнем поколением ребят состоит именно в том, что эти ребята готовы в принципе к тому, чтобы заниматься и в согласованном,  и в несогласованном пространстве, и в согласованное, в несогласованное время.

Потенциал,  который демонстрируют эти ребята – огромен,  и сумеем мы его использовать или не сумеем – это определяется тем,  насколько развита у нас технологическая культура.

Можно перечислить дополнительные задачи, которые возникают при подготовке образовательного

процесса в несогласованном (виртуальном) пространстве.  Представляется, что для этого нужно выполнить  по меньшей мере две задачи:  это, во-первых, выстроить в этом пространстве узнаваемую  виртуальную образовательную среду и, во-вторых -  создать инструмент взаимодействия в этой среде. Причем этот инструмент взаимодействия должен быть во-первых - много форматным,  он должен включать в себя и текст и фото и графику и видео канал. А  во-вторых,  он должен обеспечивать нам работу в согласованное время, то есть в режиме онлайн - для обеспечение взаимодействия,  и в несогласованная время, .то есть в записи – для обеспечения рефлексии.  

Кроме того, виртуальная образовательная среда может быть в принципе организована  в двухмерном 2d пространстве  и в трехмерном 3d пространстве. Конечно, в  двухмерном пространстве организовать среду и проще и дешевле и более того,  она в этом случае имеет то преимущество,  что ее можно прокручивать на смартфоне,  а это означает,  что она всегда с собой.

Среда в 3d пространстве конечно имеет минусы – она и дороже, и сложнее, и пользоваться ею имеет смысл только если учащийся сидит за столом, за  большим экраном компьютере.  Но у такой среды есть тот неоспоримый плюс, что она является продолжением реального мира,  узнаваема. Кроме того в трехмерном пространстве можно организовать управление процессом для пользователя а стало быть в нем можно повысить субъектность слушателя.

На следующем слайде приводится пример двухмерного пространства - это так называемая Гостиная Штоля где в верхней части слайда вы видите картинку-линк к платформе Zoom, что обеспечивает online режим коммуникации,  а нижняя картинка - окно режима off-line - это событие образовательное уже совершилось,  можно его еще раз посмотреть,  прокрутить , обеспечивая рефлексию

На следующем слайде - пример организации трехмерного пространства виртуальной педагогической студии.  Не будем на этом останавливаться подобно.  Если кого-то это заинтересует -  мы сможем об этом отдельно поговорить

В заключении замечу,  что технологическая культура учителя – понятие, очевидно,  довольно сложное,  к нему можно отнести определенные знания, определенные умения и определенные убеждения:  

- знание того что представляет собой сетевая личность ученика и знание того, что представляет собой образовательное пространство этой личности;

- умение организовать  такое  пространство и умение включать сетевую личность в образовательное событие;

- убеждение что только наличие этих знаний и умений позволит нам сегодня профессионально служить педагогом  и получать удовольствие от такой нашей работы, такого служения.

Коллеги, я думаю, что ходе этого семинара вы сможете обменяться мнениями и поговорить на все те темы которые так или иначе касаются проблемы развития технологической культуры учителя и учащегося в школе. Желаю вам интересных дискуссий и всего вам доброго, до свидания.

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных конц
епций) РАО, Ин-т теории образования и педагогики. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

3.Пискунова Е.В., Бессонова Е.А., Боровик Л.К. Современное понимание цифровой грамотности учителя как источник обновления программ подготовки педагогов / Материалы
VIII  научно-практической  конференции с международным участием «Педагогическая наука и современное образование // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offlline Letters): электронный научный журнал. 2021. Т2 (Методическое приложение). С.80-86.
4. Marc McCrindle. Personal blog //URL:
https://markmccrindle.com/;
https://www.adme.ru/svoboda-kultura/na-smenu-pokoleniyu-z-idet-novoe-alfa-pochemu-k-nemu-stoit-prismotretsya-pryamo-sejchas-2256465/.
 


К ОГЛАВЛЕНИЮ ВЫПУСКА



Copyright (С) 2021, Гостиная Штоля: научно-педагогический сетевой видеожурнал.
 ISSN 2782-1684

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-78646 от 04.08.2020 от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий  и массовых коммуникаций.
При перепечатке и цитировании просим ссылаться на " Гостиную Штоля
 ".

Редакция: НИЛ Педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании, Институт педагогики, Герценовский Университет. Гл. редактор: проф. А.А.Ахаян
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, к.11, к.24а

Учредитель и  издатель: Консультационное Бюро д-ра А.Ахаяна = ИП Ахаян А.А.,
(гос. рег. 306784721900012 от 07.08.2006)
Адрес:
194021, Санкт-Петербург, Второй Муринский пр., 34 
 
Эл.почта:
dr-akhayan@mail.ru    Internet: http://stoll.spb.su  Тел.:+7 904 5169922
 


Top.Mail.Ru